В рабочем порядке. Российский и мировой рынок стали: 1-8 сентября 2019 г.

Цены на стальную продукцию на мировом и российском рынке продолжают снижаться. В первую неделю сентября дистрибьюторы в очередной раз уменьшили котировки на арматуру в прайс-листах. Сбавили цены и металлургические компании. Причем весьма вероятно, что до конца текущего месяца будут новые коррекции. Началось понижение и в секторе листового проката, где производители ранее стремились пролонгировать августовские контракты на следующий месяц.

Одна из причин этого спада на российском рынке проката заключается в ухудшении экспортной конъюнктуры. Заготовка обвалилась до минимальной отметки с весны 2017 г., а горячекатаные рулоны отечественного производства впервые с января подешевели до немногим более $450 за т FOB. И «дно», судя по всему, еще не достигнуто. Видимый спрос на стальную продукцию везде сократился. В смутные времена, когда депрессия в мировой экономике грозит перерасти в широкомасштабный кризис, никто не хочет ни покупать, ни инвестировать.

Отдельной проблемой стала конкуренция со стороны индийских компаний, которые ведут себя точь в точь как китайские производители в 2015 г. Испытывая проблемы со сбытом внутри страны, они отчаянно демпингуют на внешних рынках, сбивая цены. В Азии индийская заготовка предлагается фактически вровень с иранской, а горячекатаный прокат на Дальнем Востоке упал до $450 за т CFR, устанавливая новый ориентир для покупателей.

  Индия, равно как и Китай, слишком активно стимулировала экономический рост за счет банковских кредитов. За последние годы местные банки выдали сотни миллиардов долларов займов на финансирование строительных и инфраструктурных проектов, создание новых промышленных мощностей, внедрение цифровых технологий и расширение сети телекоммуникаций. Однако когда пришло время расплачиваться, оказалось, что слишком много таких кредитов перешло в разряд проблемных. Банки отказываются предоставлять новые, что и привело к торможению темпов экономического роста, падению объемов строительных работ, сокращению выпуска автомобилей и других транспортных средств. Соответственно, значительно уменьшился и спрос на стальную продукцию, который еще недавно рос рекордно высокими темпами.

Текущие индийские проблемы наглядно демонстрируют рискованность экономической модели развития в кредит, которая имеет немало сторонников в России. Более-менее успешно ее реализует пока что только Китай, но там «подпорками» для нее выступают огромные валютные запасы и финансовые ресурсы, сосредоточенные в крупнейших госбанках, обширнейшие государственные программы капиталовложений и резервы для роста за счет расширения внутреннего потребления, которое, со своей стороны, базируется на великолепно развитых экспортных отраслях «мастерской мира». Убери из этого перечня хотя бы один элемент, и сразу же возникнут большие сложности, с которыми, в частности, столкнулась сейчас Индия.

В отличие от Китая с его интенсивным государственным стимулированием и западных стран, где накаливающиеся долги рефинансируются под минимальную ставку, индийские банки стараются играть «правильно», требуя возврата кредитов. Для ряда национальных металлургических компаний, пытавшихся реализовывать широкомасштабные инвестиционные проекты за счет заемных средств, это уже обернулось банкротствами и распродажей активов в 2017-2018 гг. Этот процесс непосредственно затронул более 15% мощностей в индийской металлургической промышленности и не завершился до сих пор. Теперь то же самое может произойти и в других отраслях экономики страны.

Именно по этой причине российские проекты, претендующие на получение кредитов из Фонда развития промышленности или заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИКов), проходят через такой жесткий отбор. Хорошо это или плохо, но Россия старается жить по нормальным экономическим законам, не пытаясь заливать финансовую систему дутыми деньгами и назначая им реальную цену. Другое дело, что ключевая ставка, хоть и только что сниженная Центробанком РФ до 7%, явно великовата, ведь большая часть российского реального сектора фактически живет в условиях, скорее, дефляции, чем инфляции. Но, по крайней мере, это игра с понятными правилами и просчитываемыми последствиями.

Первая неделя сентября ознаменовалась в России, прежде всего, очередным (уже пятым) Восточным экономическим форумом, на котором было заключено порядка 270 соглашений на общую сумму 3,4 трлн. руб. Конечно, «обещать — не значит жениться», но многие проекты, анонсированные в последние дни во Владивостоке, точно будут реализованы. Россия активно осваивает Арктику, расширяет добычу сырья, наращивает производство сжиженного природного газа. Это создает спрос на продукцию широкого ряда отраслей отечественной экономики — судостроения, трубопрокатной промышленности, производства оборудования, а в конечном итоге — и металлургии.

Медленно, с большими задержками, но постепенно проясняется ситуация с крупнейшими инфраструктурными проектами. Это, в частности, возведение мостов через Лену и пролив Невельского, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали. Все эти стройки имеют несомненно большое значение для всей страны, однако их непосредственный экономический эффект довольно спорный. Вот в правительстве и продолжают считать. Там, очевидно, предпочитают отмерить не семь, а семьдесят семь раз, а уже потом браться за ножницы (или, точнее, развязывать мошну).

Вообще, такое впечатление, что быстро у нас в последнее время строят, лишь когда поджимают конкретные сроки наподобие Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, либо если возникает срочная политическая необходимость, как это было с Крымским мостом. Стоит немного ослабить контроль, и тут же получается сплошной космодром «Восточный». Поэтому, наверное, и с национальными проектами идет ни шатко ни валко. Все тонет в бесконечных увязках, согласованиях и процедурах, так что даже воли первых лиц государства не хватает для ускорения процесса.

Министерство экономического развития и Центробанк, похоже, окончательно смирились с тем, что быстро и хорошо бывает все только на бумаге. Банк России в своем прогнозе уже сдвинул вниз ожидаемые темпы роста в 2019-2021 гг., причем на текущий год они оцениваются только в 0,8-1,3%. А ускорение до 2-3%, непосредственно связанное с реализацией национальных проектов, сдвигается до 2022 г.

В общем, на ближайшее время всем нам придется набраться терпения. Нет, проблемы отечественной экономики постепенно решаются, решения принимаются и даже порой исполняются, началось наведение порядка в ряде регионов, где в последние год-полтора сменились губернаторы. Просто все это происходит в рабочем порядке, а он у нас, как правило, ох уж и неторопливый!

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференциях "Сервисные металлоцентры России" (Санкт-Петербург, 12-13 сентября), "Проволока-Крепеж" (Москва, 25-26 сентября), "Рынок металлов Центральной Азии" (Ташкент, 10-11 октября).

 
 

ООО «ДайКан» предлагает трубы стальные бесшовные. Кроме того, предлагаем демократичные цены на весь ассортимент. Для постоянных клиентов и оптовых заказчиков предусмотрены выгодные скидки! 

Звоните, заказывайте по телефону: +7 (495) 730-50-24

×
Заказать обратный звонок

Отправляя данные я принимаю условия пользовательского соглашения

Заказать звонок
×
Оформление заказа

Отправляя данные я принимаю условия пользовательского соглашения

Сделать заказ