Российские металлурги начали отчитываться о финансовых результатах за второй квартал. «Северсталь» кратно увеличила все показатели год к году, а по сравнению с также удачным первым кварталом увеличила EBITDA на 41,7%, выручку — на 32,8%, а чистую прибыль — на 58%. Это стало возможным за счет высоких цен на сталь на мировых рынках. Рекордные результаты аналитики прогнозируют и для пока не отчитавшихся НЛМК и ММК. Но вскоре отрасль ожидает усиление госрегулирования, которое неизбежно скажется на доходах и прибыльности.
«Северсталь» Алексея Мордашова первая в российском секторе черной металлургии отчиталась о финансовых результатах за второй квартал, которые улучшились как относительно того же квартала 2020 года, так и к весьма удачному первому кварталу этого года. На фоне благоприятной конъюнктуры мировых рынков EBITDA компании выросла до $1,6 млрд, что более чем втрое больше, чем годом ранее, и на 41,7% относительно первого квартала. Чистая прибыль увеличилась в 2,8 раза и на 58% соответственно, до $1,1 млрд, выручка — в 1,8 раза и на 32,8%, до $2,9 млрд.
Компания объяснила рост EBITDA увеличением выручки, особенно в России и Европе, и расширением ценового спреда между слябами и сырьевой корзиной. Рентабельность по EBITDA во втором квартале достигла 55,9% — наивысшего показателя в мировой сталелитейной отрасли, подчеркнули в «Северстали».
Во втором квартале, пояснили в компании, экспортные цены на сталь вновь достигли рекордных уровней.
Железная руда также находилась на многолетних максимумах за счет сильного спроса в Китае и восстановления производства чугуна в других странах. Запрет на импорт в Китай коксующегося угля из Австралии разделил рынок на два: Китая и других стран. В результате китайские импортные цены на условиях CFR приближаются уже к $300 за тонну, а австралийские экспортные цены на протяжении квартала были ниже и начали расти только недавно, до $190 за тонну на условиях FOB.
НЛМК Владимира Лисина и ММК Виктора Рашникова опубликовали на этой неделе только операционные результаты. Evraz Романа Абрамовича, Александра Фролова и Александра Абрамова отчитается о производстве в конце июля. НЛМК увеличил во втором квартале производство стали на 5% квартал к кварталу и 19% год к году, до 4,6 млн тонн. Продажи в квартальном выражении выросли на 11%, до 4,3 млн тонн, но в годовом снизились на 1%. ММК увеличил выплавку стали относительно первого квартала на 3,1% и на 44% год к году, до 3,4 млн тонн, продажи металлопродукции — на 14,3% и 48%, до 3,3 млн тонн.
По оценкам «ВТБ Капитала», НЛМК по итогам второго квартала покажет рекордную чистую прибыль за счет улучшения сортамента и роста цен на сталь.
«Помимо увеличения объема продаж, существенными факторами поддержки для НЛМК, как мы считаем, окажутся рост экспортных цен на 32–34% и повышение внутренних цен на горячекатаную сталь во втором квартале на 43%»,— полагают аналитики, прогнозируя выручку предприятия на уровне $3,98 млрд, максимальном за последние десять лет. Рекордную EBITDA ($1,44 млрд) ожидают они и у ММК — это будет второй по величине показатель после рекордной EBITDA в третьем квартале 2008 года.
При этом третий квартал может быть омрачен эффектом ужесточающегося госконтроля за металлургическим сектором в разных странах. Китай начал борьбу с ростом цен, сдерживая экспорт стали и ужесточая регулирование на фьючерсном рынке. Российское правительство объявило о вводе с 1 августа и до конца года экспортных пошлин в размере 15% и дополнительного компонента, зависящего от вида металла, глубины передела и т. п. Минимальная экспортная ставка на медь составляет $1226, никель — $2321, алюминий — $254, в стальной промышленности они достигают $150 за тонну. В результате, по расчетам «Русской стали», годовая прибыль сектора черной металлургии может упасть на 150–180 млрд руб.